BelarusianEnglishPolishRussian

BelarusianEnglishPolishRussian

г. Брест ул. Площадь Свободы, 11
схема проезда
Пн. — Пт.
с 9.00 до 18.00
Перерыв: 13.00-14.00
Телефон «Горячей линии»
+375 33 333-77-42, (0162) 25-12-69
факс (0162) 25-13-28

Наша деятельность

Инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды
в Брестской области

Вопрос — Ответ

Озеленение на участке

Совет:

Озеленение вокруг жилых застроек производится с целью создания благоприятных условий для жизни населения. Деревья и кустарники выполняют санитарно-гигиенические функции.

Озеленение осуществляется по определенным правилам, которые необходимо соблюдать:

  • нельзя высаживать деревья ближе 5 метров от стены дома;
  • запрещено высаживать деревья в охранных зонах газопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи и связи, тепловых, водопроводных и канализационных сетей;

3) следует высаживать деревья, рекомендованные для посадки с целью озеленения (например: ель, клен, липа).

В случае несоблюдения данных правил, посаженные деревья могут быть удалены.

При посадке зеленых насаждений на своем участке вы должны соблюдать определенные требования. И неважно, земля находится у вас в собственности или пожизненном владении либо в аренде.

При посадке деревьев необходимо соблюдать минимальное расстояние от границ соседних земельных участков:

— 3 м — для высокорослых плодовых деревьев (яблоня, груша, черешня и т.п.);

— 2 м — для среднерослых плодовых деревьев (вишня, слива, алыча, облепиха, калина и т.п.), карликовых плодовых и декоративных деревьев.

По общему правилу вы вправе без разрешений высаживать и удалять расположенные в границах вашего земельного участка, находящегося в частной собственности, пожизненном наследуемом владении деревья.

Справочно:

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» объекты растительного мира, произрастающие в границах земельных участков, находящихся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении граждан, частной собственности негосударственных юридических лиц, собственности иностранных государств, международных организаций, являются собственностью этих граждан, негосударственных юридических лиц, иностранных государств, международных организаций.

Однако, если дерево находится не на территории вашего участка, а за забором (на землях общего пользования), его вырубка без разрешительного документа запрещена.

Как быть, если мешает гнезда птиц!

Ответ: Дерево может вам мешать, к примеру, если оно:

— не пропускает свет в квартиру;

— разрослось и мешает проходить по тротуару;

— растет ближе 5 метров от дома;

— опасно наклонилось в сторону жилых или нежилых построек;

— полностью или частично засохло;

— поражено насекомыми или болезнью;

— имеет нарушения корневой системы.

Прежде чем что-то предпринять, вам необходимо получить соответствующий разрешительный документ. Для этого нужно обратиться с заявлением в организацию, обслуживающую территорию, прилегающую к вашему дому. В заявлении следует подробно описать причину, по которой вы желаете удалить дерево.

После рассмотрения заявления и при наличии оснований для удаления дерева будет выдано разрешение на удаление дерева или заключение о признании дерева опасным.

Деревья, препятствующие эксплуатации зданий, удаляют. При этом производят компенсационные посадки либо выплаты.

Компенсационные посадки либо выплаты не производят, когда деревья удаляют по санитарным или гигиеническим требованиям. Нарушение данных требований должно быть подтверждено заключением центра гигиены и эпидемиологии.

В разрешении на удаление дерева указывается необходимость провести компенсационные посадки или выплаты стоимости удаляемых деревьев.

За ущерб, нанесенный незаконным уничтожением деревьев, взыскивается денежная сумма, которая зависит от породы дерева, его состояния, а также штраф по части 3 статьи 15.22 КоАП РБ от 10 до 50 базовых величин.

Допускается ли сжигать отходы, в том числе бумагу, пластик, сухую листву на приусадебном участке индивидуальных домовладений?

Ответ: Запрет на сжигание не являющихся топливом веществ (смеси веществ), материалов и отходов вне специальных устройств и с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, в том числе об обращении с отходами, установлен пунктом 5 статьи 31 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха».

Кроме того, запрет на сжигание отходов на территории, находящейся в собственности, владении, пользовании, распоряжении физических лиц, установлен пунктом 28 Правил пожарной безопасности Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14 марта 2014 г. № 3.

Санитарно-эпидемиологическим законодательством Республики Беларусь требования по ограничению сжигания листвы и бытового мусора на приусадебных участках индивидуальных домовладений не установлены.

Законом Республики Беларусь «Об обращении с отходами» (пункт 1 статьи 19), Правилами благоустройства и содержания населенных пунктов (пункт 5), утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2012 г. № 1087, санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций» (пункт 8), утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11 ноября 2011 г. № 110, установлено, что обращение с отходами, образующимися на территории населенных пунктов, их сбор, разделение по видам и удаление должно осуществляться в соответствии со схемами обращения с коммунальными отходами, разрабатываемыми и утверждаемыми местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, уполномоченными государственными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.

К примеру, обращение с коммунальными отходами в городе Бресте осуществляется в порядке, установленном в Схеме обращения с коммунальными отходами, утвержденной решением Брестского городского исполнительного комитета от 26 марта 2018 г. № 438 и согласованной Брестской городской инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с ГУ «Брестский зональный центр гигиены и эпидемиологии» (далее — Схема).

Схемой определен порядок сбора, разделения по видам и вывоза всех отходов, образующихся в жилом секторе г. Бреста (подлежащих захоронению, вторичных материальных ресурсов, опасных, пищевых, растительных, крупногабаритных, медицинских, строительных, а также жидких и горюче-смазочных отходов).

Вывоз отходов из жилого сектора осуществляется КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод» в соответствии с утвержденными маршрутными графиками, разработанными исходя из норм накопления отходов потребления при наличии договоров, заключенных с собственниками индивидуальных домовладений.

Разделом 2.1.7 «Порядок сбора отходов от сезонной санитарной уборки (в т.ч. снега) и растительных отходов» пояснительной записки Схемы определено, что во время осеннего периода года (с 15.09 – по 30.11) КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод» производит организованный вывоз отходов листвы с периодичностью 1 раз в неделю от населения на безвозмездной основе. В случае образования больших объемов листвы и обрезков зеленых насаждений КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод» оказывает транспортные услуги путем заключения возмездного договора.

С порядком сбора, вывоза, обращения с отходами в г. Бресте Вы можете ознакомиться по ссылке: http://bmpz.by/abonentam/fizicheskie-lica/g-brest.

С порядком обращения с отходами, образующимися в других населенных пунктах Брестской области, Вы можете ознакомиться у служб жилищно-коммунального хозяйства, оказывающих услуги по сбору и вывозу отходов в жилом секторе.

Статьей 55 Конституции Республики Беларусь установлено, что охранять природу – долг каждого.

Так, физические лица, обязаны обеспечивать сбор отходов и разделение их по видам, когда для этого созданы необходимые условия (пункт 2 статьи 17 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами»), а в случаях невозможности использования образовавшихся отходов в соответствии с требованиями, установленными законодательством об обращении с отходами, собственники отходов потребления обязаны принимать меры по доставке отходов в санкционированные места хранения (специальное оборудование (контейнеры, урны и т.п.), площадки и иные места, предназначенные для временного хранения отходов) (пункт 8 статьи 17 данного Закона).

Особенной частью Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность физических лиц за:

— нарушение требований законодательства об обращении с отходами по части 2 статьи 15.63 в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин;

— нарушение санитарных норм и правил, гигиенических нормативов по статье 16.8 в виде наложения штрафа в размере до тридцати базовых величин;

— нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов по части 2 статьи 21.14 в виде наложения штрафа в размере до двадцати пяти базовых величин;

— нарушение требований законодательства о пожарной безопасности по части 2 статьи 23.56 в виде штрафа в размере до пятидесяти базовых величин.

Чем я наврежу природе, если помою машину возле озера?

Ответ: Мы все хотим отдыхать на берегу чистых рек и озер, но чистота водных объектов, прежде всего, зависит от каждого из нас.

Вокруг водных объектов выделяют специальные зоны: водоохранная зона и прибрежная полоса, где устанавливаются определенные ограничения.

К таким ограничениям относится и мойка машин.

Чтобы как следует вымыть автомобиль и удалить с поверхности кузова, днища и колес накопившийся слой грязи, водителю потребуется много воды и специальные моющие средства. 

Сточные воды от мойки транспортных средств содержат достаточное количество веществ, которые могут оказать негативное влияние на водную среду. Самые опасные — взвешенные вещества и синтетические моющие средства.

Помимо этого, смывая с автомобиля размокшую грязь, водитель также смывает частицы нефтепродуктов, которые затем стекают в реку или впитываются в землю.

Вещества, входящие в состав нефти и нефтепродуктов, синтетических моющих средств, являются токсичными, твердые примеси и песок могут быть пропитаны тяжелыми металлами.

Всего одна капля машинного масла способна сделать непригодными к употреблению 600 литров воды, а в процессе мытья машины таких капель получается гораздо больше.

Даже небольшое количество загрязнений, которое образуется при мойке машины, попадая на почву и в воду, делают их практически не пригодными для развития живых организмов.

По этой причине в прибрежных полосах водоемов также запрещена и стоянка автомобилей.

Сливать сточные воды местной канализации на прилегающую территорию вредно?

Ответ: Сбрасывать сточные воды на землю категорически запрещено!

Сточные воды могут содержать значительное количество опасных веществ, микроорганизмов, отведение которых в окружающую среду без очистки может привести к загрязнению земель и вод, а также нанести вред здоровью человека, являясь причиной и источником распространения болезнетворных бактерий.

Среда в месте слива стоков рано или поздно меняется, там не могут существовать те природные организмы и животные, которыми их наделила природа. Вместе с канализацией легко передаются такие болезни как полиомиелит, тиф, холера, гепатиты A, E и F.

По сути, мы самостоятельно выливаем заразу и распространяем её на большие расстояния. 

Канализация не должна течь под ногами. 

Мы все хотим жить с комфортом, благоустраивая свои частные дома.

Водный кодекс Республики Беларусь устанавливает запрет на сброс всех видов сточных вод на рельеф местности. За нарушение установленного требования предусмотрена административная ответственность.

Опасно ли жечь пластик?

 Ответ: В зависимости от типа полимерных материалов уровень выделения загрязняющих веществ разный, но потенциально опасны все типы.

Многие изделия из пластмасс маркируются специальным знаком с цифрой, которая изменяется от 1 до 7. Каждое число соответствует конкретному типу полимерных материалов, за исключением 7, которое соответствует всем остальным материалам, которые нельзя отнести к первым 6. Пластмассы с 1 по 6 относятся к термопластам, т.е. они начинают размягчаться при нагревании. Различные типы пластмасс по-разному реагируют на огонь: некоторые начинают тлеть, некоторые плавятся, некоторые практически не реагируют.

Большинство пластмасс несет в себе потенциальную опасность выделения токсичных веществ, связанных с технологией ее производства и ее составом. Приведем наиболее токсичные для нас виды:

  1. PET или PETE (ПЭТ) – полиэтилентерефталат

ПЭТ – это наиболее распространенный пластик в пищевой промышленности, который чаще всего используется при производстве бутылок. ПЭТ плавится при довольно высокой температуре – 260 °С, но при нагреве до 60 °C ПЭТ размягчается и теряет форму.

Опасность:

ПЭТ известен тем, что в нем содержится сурьма и канцерогены. При хранении воды в бутылках эти вещества могут попадать в нее, особенно при нагревании. Также эти вещества могут высвобождаться при горении или плавлении.

Заключение:

Существует потенциальная опасность высвобождения вредных веществ при сжигании или плавлении.

  1. PVС или ПВХ – поливинилхлорид, также известен как винил

ПВХ является наиболее опасным пластиком, производимым на сегодняшний день. Большинство пластинок делается из винила. Несмотря на его опасность, многие люди, не зная о ней, нагревают и жгут ПВХ. Температура плавления ПВХ составляет 150 – 220°C, но деформироваться он начинает при 65 – 70 °С.

Опасность:

ПВХ выделяет канцерогены, а также свинец. Под воздействием тепла он выделяет диоксины, одни из самых опасных загрязняющих веществ и токсинов.

Заключение:

ПВХ нагревать и жечь очень опасно!

  1. PS или ПС – полистирол

Из этого вида пластика изготавливается множество изделий, он применяется в одноразовой посуде, упаковке, детских игрушках и при изготовлении теплоизоляционных (например, пенопласта) и других строительных материалов. Хотелось бы надеяться, что все знают, что необходимо избегать нагревания пенополистирола, поскольку в нем содержится стирол.

Температура плавления полистирола – 240 °C, но деформироваться начинает при 100 °C. При нагревании появляется характерный запах.

Опасность:

Выделяет опаснейший яд и канцероген стирол.

Заключение:

Никогда не нагревайте пенополистирол!

  1. OTHER или ДРУГОЕ – различные пластики, не учтенные в 1-6

К этим пластмассам относятся иные пластики. Например, PLA относится к биоразлагаемым пластмассам и с этим пластиком можно работать вполне безопасно. Поликарбонат (ПК) не так безопасен, существуют исследования, подтверждающие, что он может выделять бисфенол А.

С пластиком без маркировки и с незнакомыми пластиками надо обращаться очень аккуратно, неизвестно из каких материалов они изготовлены и какую потенциальную опасность в себе несут.

При сжигании пластиковых отходов выделяется более 70 различных химических соединений, часть которых ядовиты для человека.

Выбросить пластик в мусорный контейнер «для пластика» — сегодня единственно правильный выбор, который позволит сохранить наше здоровье и максимально снизить вредное воздействие на окружающую среду, так как собранные пластиковые отходы переработаются на специализированных предприятиях.

Черный дым из трубы моего автомобиля. Нужно ли контролировать работу топливной системы личного автомобиля?

Ответ: В настоящее время более 70% загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух в Брестской области, приходится на долю автотранспорта.

Выбросы от автотранспорта — это набор токсичных элементов, образующихся из выхлопов двигателя, продуктов износа механических частей, покрышек, дорожного покрытия.

Подсчитано, что в год одним автомобилем сжигается более 2 тонн топлива и потребляется около 30 тонн воздуха. При этом в атмосферу выбрасывается около 700 кг угарного газа (СО), 400 кг диоксида азота, 230 кг углеводородов и других загрязняющих веществ, в том числе являющихся канцерогенами, общее количество которых превышает 200 наименований.

Химические соединения в составе выхлопных газов неблагоприятно влияют на дыхательную и сердечно-сосудистую системы человека, вызывают ослабление иммунитета, что приводит к обострению хронических заболеваний.

И это при нормативной работе двигателей внутреннего сгорания.

Нормальные выхлопные газы практически бесцветны: именно поэтому шлейф позади большинства машин практически незаметен. Если машина «задымила» — это явный признак ненормальной работы двигателя, «сердца» автомобиля.

Без специальной лаборатории состав выхлопных газов определить сложно. А вот увидеть их цвет может каждый. Именно цветовая раскраска выхлопа может поведать о многом и стать поводом для более тщательной диагностики. Чаще всего тревогу вызывают белый (попадание в цилиндры охлаждающей жидкости), черный (наличие в отработанных газах несгоревшего топлива) или синий (попадание масла в камеру сгорания) дым, валящий из выхлопной трубы.

Независимо от цвета и интенсивности дыма, данный симптом ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. Неисправности в системе охлаждения или смазки могут закончиться сложным и дорогостоящим капитальным ремонтом двигателя.

Более того, место, где мы живем, должно оставаться пространством для людей и жизни, благоприятной для нас и наших детей.

Понимая, что в современных условиях полностью отказаться от автомобилей просто невозможно, каждый гражданин нашей страны должен понимать, что контролируя качество выхлопных газов личного автомобиля, может значительно повлиять на качество атмосферного воздуха в своем регионе, воздуха, которым дышит каждый день.

Какие документы необходимо подавать для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства?

Ответ: 

Согласно Положению об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулировании разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818, выдача разрешений производится территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту нахождения объектов хранения отходов и объектов захоронения отходов (далее – органы выдачи разрешений), в том числе:

— Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случае хранения, захоронения отходов производства в г. Минске;

— областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случаях:

— если среди отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, имеются отходы 1–2-го классов опасности, 3-го класса опасности свыше 5 тонн в год или суммарное количество отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, составляет свыше 100 тонн в год;

— хранения, захоронения отходов производства на территории двух и более районов одной области;

— районными, городскими или городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случаях хранения, захоронения отходов производства на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за исключением случаев, предусмотренных в абзацах третьем–пятом настоящего пункта.

Для получения разрешения заявители представляют в орган выдачи разрешений документы, указанные в пункте 6.24 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2020 № 156, а именно:

1) заявление на хранение отходов производства и (или) заявление на захоронение отходов производства по установленным формам (утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818);

2) расчет годового количества образования отходов производства;

3) акт инвентаризации отходов производства, оформленный по устанавливаемой Минприроды форме (постановление Минприроды от 29,02,2008 № 17);

4) копия инструкции по обращению с отходами производства;

5) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Срок осуществления административной процедуры – 30 календарных дней. 

Разъясните порядок регистрации сделок об отчуждении опасных отходов?

Вопрос: Какие документы необходимо подавать для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства?

Ответ:

Согласно Положению об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулировании разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818, выдача разрешений производится территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту нахождения объектов хранения отходов и объектов захоронения отходов (далее – органы выдачи разрешений), в том числе:

— Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случае хранения, захоронения отходов производства в г. Минске;

— областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случаях:

— если среди отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, имеются отходы 1–2-го классов опасности, 3-го класса опасности свыше 5 тонн в год или суммарное количество отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, составляет свыше 100 тонн в год;

— хранения, захоронения отходов производства на территории двух и более районов одной области;

— районными, городскими или городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случаях хранения, захоронения отходов производства на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за исключением случаев, предусмотренных в абзацах третьем–пятом настоящего пункта.

Для получения разрешения заявители представляют в орган выдачи разрешений документы, указанные в пункте 6.24 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2020 № 156, а именно:

1) заявление на хранение отходов производства и (или) заявление на захоронение отходов производства по установленным формам (утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818);

2) расчет годового количества образования отходов производства;

3) акт инвентаризации отходов производства, оформленный по устанавливаемой Минприроды форме (постановление Минприроды от 29,02,2008 № 17);

4) копия инструкции по обращению с отходами производства;

5) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Срок осуществления административной процедуры – 30 календарных дней.

Ответ:  Согласно п. 3,4 ст. 3 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» отчуждение опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, разрешается только в целях последующего их захоронения, обезвреживания, использования и (или) подготовки их к использованию.

Перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2009 № 1391 (далее – Перечень).

Сделки о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2008 № 61, в районных, городских и районных инспекциях природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту временного хранения, захоронения, обезвреживания, использования и (или) подготовки к использованию таких отходов.

Не требуется регистрации сделок об отчуждении опасных отходов:

в случае отчуждения опасных отходов юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду в части использования отходов 1 — 3 классов опасности, обезвреживания отходов, захоронения отходов, указанных в составляющих работы и услуги лицензируемой деятельности;

при хранении, захоронении, обезвреживании, использовании и (или) подготовке к использованию отходов за пределами территории Республики Беларусь;

при ввозе и (или) вывозе опасных отходов на основании заключений (разрешительных документов) на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды в порядке, установленном законодательством, или на основании лицензий на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, выдаваемых Министерством антимонопольного регулирования и торговли в соответствии с Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, предусмотренными приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

Для регистрации сделки о передаче опасных отходов на определенный срок, сделки об отчуждении опасных отходов юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие обращение с отходами, которым передаются опасные отходы на определенный срок, отчуждаются опасные отходы (далее – заявитель), предъявляют в территориальный орган Минприроды документы, указанные в п. 6.25 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

Регистрация сделки о передаче опасных отходов на определенный срок, сделки об отчуждении опасных отходов или отказ в ее регистрации осуществляется в течение 10 дней с момента подачи документов.

Отчуждение отходов физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, разрешается только в целях последующего их использования для личного потребления. Отчуждение опасных отходов, включенных в Перечень опасных отходов, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, запрещается.

В каких случаях юридическому лицу не требуется получение разрешения на хранение и захоронение отходов?

Согласно Положению об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулировании разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818, разрешения получают собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами (далее, если не указано иное, – заявители).

При аренде (безвозмездном пользовании) зданий, сооружений и (или) иных объектов разрешение получает собственник передаваемого в аренду (безвозмездное пользование) здания, сооружения и (или) иного объекта, если иное не предусмотрено договором аренды (безвозмездного пользования).

Получения разрешения не требуется в следующих случаях:

1) захоронения образовавшихся в результате деятельности заявителя отходов производства, которые отнесены в соответствии с законодательством об обращении с отходами к коммунальным отходам (перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам определен постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 26.12.2019 № 31) и вывоз которых осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор и вывоз отходов производства, относящихся к коммунальным отходам;

В данном случае санкционированными местами захоронения отходов производства являются объекты захоронения отходов, на которых осуществляется захоронение таких отходов в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг по их захоронению.

2) захоронения отходов производства, образующихся при уничтожении:

— товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения;

— имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства;

— орудий рыболовства и продукции рыболовства в случаях, предусмотренных Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580.

В связи с изменениями в законодательстве об обращении с отходами производства многие юридические лица, например, сферы торговли и сферы обслуживания населения, столкнулись с тем, что не весь перечень отходов, образующихся от их деятельности, относится к коммунальным отходам. Какие юридические лица обязаны разрабатывать инструкцию по обращению с отходами производства по полной форме? Означает ли это, что вышеуказанным юридическим лицам, необходимо получать разрешение на хранение и захоронение отходов производства?

Ответ:

В соответствии с п.7 ст.1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» коммунальными отходами признаются отходы потребления, а также отходы производства, включенные в утвержденный Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам.

Перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам, утвержден постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 26.12.2019 № 31 (далее – перечень № 31).

Таким образом, у юридического лица будут образовываться коммунальные отходы в случае совпадения кодов всех образующихся отходов производства с источниками образования в соответствии с приложением к перечню № 31.

Для применения юридическим лицом правила, установленного п.20 1 Инструкции о порядке разработке и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды от 22.10.2010 № 45 «Об утверждении инструкции о порядке разработке и утверждении инструкции по обращению с отходами производства», необходимо, чтобы юридическое лицо осуществляло обращение только с коммунальными отходами производства, согласно перечня № 31.

Однако, согласно Положению об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулировании разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 получение разрешения не требуется в случае захоронения образовавшихся в результате деятельности заявителя отходов производства, которые отнесены в соответствии с законодательством об обращении с отходами к коммунальным отходам и вывоз которых осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор и вывоз отходов производства, относящихся к коммунальным отходам.

Следовательно, в случаях, если у юридического лица образуются не только коммунальные отходы, инструкция по обращению с отходами производства разрабатывается по полной форме. Но не требуется получение разрешения на захоронение отходов производства, если отходы, подлежащие захоронению и указанные в разделе «Захоронение отходов производства» инструкции, относятся к коммунальным отходам и вывоз которых осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор и вывоз отходов производства, относящихся к коммунальным отходам.

Чем можно кормить птиц зимой?

Ответ:

С наступлением холодов на кормушки начинают прилетать синицы, воробьи, зеленушки, поползни, чижи и дятлы, а на незамерзающих водоемах плавают кряквы и лебеди.

Ежегодно остаются зимовать более пяти тысяч водоплавающих птиц. Птицы хорошо адаптированы для зимовки, ограничивающими факторами для них являются доступность пищи и наличие открытой воды. Подкармливать птиц с целью спасения следует только в экстремальные периоды зимовки – например, при резком снижении температуры (-15 С и ниже), а также при наличии у птиц физических повреждений, когда водоплавающие птицы действительно могут оказаться на грани гибели.

Лучше всего в таких случаях кормить птиц овсянкой с сырыми и варёными овощами, подойдут проросшие злаки — овес, ячмень, пшеница. Нельзя забывать, что даже этот корм неестественен для водоплавающих птиц и, по некоторым данным, отрицательно сказывается на пищеварении и, в целом, на обмене веществ. Что уж говорить о белом и черном хлебе, использующемся для подкормки чаще всего!

Немаловажно и то, что подкармливая водоплавающих птиц, мы отучаем их от самостоятельного поиска пропитания и они становятся зависимыми от человека.

Здоровые водоплавающие птицы сами могут о себе позаботиться и помощь им нужна лишь в действительно экстремальных ситуациях.

В то же время, в зимний период в нашей помощи нуждаются другие, менее приспособленные к зимовке виды, например: воробьи, синицы, поползни. Мелкие певчие птицы с наступлением холодов летят в населенные пункты, где более мягкий микроклимат, периодически можно обнаружить открытые участки почвы и поэтому легче прокормиться.

Зимой в городе гораздо чаще можно встреть снегирей, зеленушек, чижей, соек. Более обычными становятся большие синицы, лазоревки, поползни. Все эти птицы с удовольствием посещают кормушки, но в отличие от водоплавающих птиц не попадают в полную зависимость от прикормки.

Пища, которой их подкармливают по своим гастрономическим свойствам мало отличается от естественного зимнего корма, поэтому с наступлением благоприятного периода они возвращаются в леса, парки, скверы и легко переключаются на естественный корм из насекомых, семян, вегетативных частей растений.

Певчие птицы в связи с их маленьким размером и активным процессом обмена веществ больше нуждаются в нашей помощи. Таким образом, традиционная подкормка птиц должна быть направлена прежде всего именно на помощь мелким пернатым. 

Вопрос: Каким нормативным правовым актом регулируются вопросы по разработке технологических нормативов водопользования?

Ответ: Технологические нормативы водопользования регулируются постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 04.05.2015 № 21
«О некоторых вопросах разработки технологических нормативов водопользования» и постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.03.2022 № 2-Т
«Об утверждении экологических норм и правил» ЭкоНИП
17.06.06-005-2022 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Требования по обеспечению экологической безопасности при эксплуатации очистных сооружений сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду» который вступает в законную силу 01.03.2023.

Вопрос: В отношении, каких видов экономической деятельности разрабатываются технологические нормативы водопользования?

Ответ: Перечень видов  деятельности в отношении которых разрабатываются технологические нормативы водопользования: производство продуктов питания; производство напитков; производство текстильных изделий; дубление и выделка кожи и меха (производство изделий из кожи, кроме одежды); производство деревянных и пробковых изделий (кроме мебели); производство целлюлозы (бумаги и изделий из бумаги); производства кокса и продуктов нефтепереработки; производство химических продуктов; производство резиновых и пластмассовых изделий; производство прочих неметаллических минеральных продуктов; металлургическое производство; производство электрооборудования; производство автомобилей, прицепов и полуприцепов; производство прочих транспортных средств и оборудования (производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки); производство основных фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов; снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой кондиционированным воздухом.

Вопрос: Как обосновываются технологических нормативы, в состав которого входит определение нормативных объемов воды?

Ответ: Технологические нормативы водопользования должны обосновываться соответствующим расчетом в состав которого входит определение нормативных объемов воды на: производственные нужды и нужды не зависящие от производства продукции (использования сырья, материалов), но обусловленные производственным процессом; хозяйственно-питьевые нужды.

Вопрос: Как оценивается анализ эффективности использования вод в производственном процессе при расчете технологических нормативов водопользования?

Ответ: При расчете технологических нормативов водопользования проводится анализ эффективности использования вод в производственном процессе, которая оценивается по: рациональности использования водных ресурсов с учетом безвозвратного водопотребления и потерь воды; количеству используемой в производственном процессе оборотной воды (в процентах).

Вопрос: При разработке отраслевых технологических нормативов водопользования какие учитываются данные?

Ответ: При разработке отраслевых технологических нормативов водопользования учитываются данные: государственной статистической отчетности о производстве продукции (использовании сырья, материалов), а также об объемах водопотребления и водоотведения для 90% объектов данного вида экономической деятельности, полученные за период не менее чем десять лет; об объемах водопотребления и водоотведения, полученные с применением наилучших доступных технических методов.

Вопрос: Что из себя представляют отраслевые технологические нормативы водопользования?

Ответ: Отраслевые технологические нормативы водопользования представляют собой укрупненные нормы водопотребления и водоотведения, которые устанавливаются в пределах диапазона значений удельного показателя, полученных с применением наилучших доступных технических методов для данного вида экономической деятельности, а при отсутствии таких значений укрупненные нормы водопотребления и водоотведения рассчитываются на уровне среднегодового значения удельного показателя за период не менее чем десять лет.

Вопрос: Что должно указываться в отраслевых технологических нормативах водопользования?

Ответ: В отраслевых технологических нормативах водопользования должно указываться: наименование и способ производства;
единица измерения производимой продукции (используемого сырья, материалов); наименование системы водоснабжения (оборотная, повторная (последовательная), прямоточная); укрупненные нормы водопотребления (в кубических метрах на единицу измерения) с отдельным отражением в них количества воды, используемой для производственных и хозяйственно-питьевых нужд, а также оборотной, повторно (последовательно) используемой воды; укрупненные нормы водоотведения (в кубических метрах на единицу измерения) с отдельным отражением в них количества сточных вод, требующих очистки (в разрезе производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод) и не
требующих очистки.

Вопрос: При разработке индивидуальных технологических нормативов водопользования какие данные учитываются?

Ответ: При разработке индивидуальных технологических нормативов водопользования учитываются данные государственной статистической отчетности за три года, предшествующих их разработке: о производстве продукции (использовании сырья, материалов); об объемах водопотребления и водоотведения (по данным учета добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сбрасываемых сточных вод в окружающую среду).

Вопрос: Что должно указываться в индивидуальных технологических нормативах водопользования?

Ответ: В индивидуальных технологических нормативах водопользования должны указываться: объем производимой продукции (используемого сырья, материалов); нормативный объем водопотребления (в кубических метрах на единицу измерения) с отдельным отражением количества воды, используемой для производственных, хозяйственно-питьевых нужд и нужд, не зависящих от производства продукции (использования сырья, материалов), но обусловленных производственным процессом, а также оборотной, повторно (последовательно) используемой воды; рассчитанный технологический норматив водопотребления; нормативный объем водоотведения (в кубических метрах на единицу измерения) с отдельным отражением количества сточных вод, требующих очистки (в разрезе производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод) и не требующих очистки; рассчитанный технологический
норматив водоотведения.

Вопрос: В какой промежуток времени подлежат пересмотру технологические нормативы водопользования?

Ответ: Технологические нормативы водопользования подлежат пересмотру каждые 5 лет.

 

Вопрос: Какие документы необходимо подавать для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух?

Ответ:  Для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух необходимо предоставить пакет документов, согласно пункту 2 регламента административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования по подпункту 6.21.1 «Получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух», утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21.01.2022 № 9:

  1. Заявление по форме, согласно приложению 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664;
  2. Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на бумажном носителе в виде одной или нескольких книг, утвержденных природопользователем, и на электронном носителе в формате Excel по одной таблице на отдельном листе книги в соответствии с инструкцией, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 43;
  3. Акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на электронном и бумажном носителях в соответствии с инструкцией, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 42;
  4. Документ об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующий требованиям, определенным в пункте 6 статьи 287 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Обращаем ваше внимание, что разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух выдается представителю заявителя при предъявлении акта уполномоченного на то государственного органа или учредительных документов либо доверенности, оформленных в порядке, установленном законодательством (пункт 12 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664)