SB.by: Чем обусловлено игнорирование Польшей плачевной ситуации в беловежском приграничье?

13.03.2025
Положив на одну чашу весов вопросы безопасности, а на другую — экологию, Польша сделала выбор, увы, не в пользу Беловежской пущи: несмотря на огромные риски для природы, возвела в реликтовом лесу заградительное сооружение. А нужно ли было вообще выбирать? Ведь любой объект можно построить с умом, пусть даже речь идет о металлической колючке. И дело не только в том, что жаль распятых на ней животных, но и в том, что от нее страдает вся экосистема пока еще редчайшей жемчужины Европы. О том, что делает Беларусь ради спасения пущи, рассказала начальник отдела международного сотрудничества Минприроды Лариса Лукина.
Двойные стандарты в экологии
Беларусь бьет во все колокола уже более четырех лет. Процесс спасения единственной на Европейском континенте территории, где в нетронутом виде сохранились реликтовые леса, остается нерешенным.— Минприроды начиная с 2020 года совместно с МИД, Национальным парком «Беловежская пуща», Академией наук Беларуси и другими заинтересованными предпринимала значительные усилия на всех доступных нам международных площадках, чтобы обратить внимание мировой общественности на нарушение польскими властями положений целого ряда международных договоров, в которых и мы, и Республика Польша являемся государствами-участниками, — говорит специалист. — Подписав тот или иной международный договор, берем на себя определенные обязательства. В соответствии с нормами международного экологического права польская сторона, прежде чем начинать строительство заградительного сооружения, должна была провести несколько процедур как на национальном уровне, так и с привлечением Беларуси. Польша это проигнорировала.
— Впоследствии польская сторона на международных площадках апеллировала к тому, что строительством забора она обеспечивает свою национальную безопасность, — напоминает собеседница. — Но при этом мы считаем, что столь уникальная территория, как Беловежская пуща, обладающая выдающейся универсальной ценностью, являющаяся трансграничным объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, не должна была пострадать.
— Польская сторона, конечно, на всех площадках говорит о том, что они оставили переходы для животных. Но по факту проходы диаметром в 10 сантиметров, якобы предусмотренные для мелких животных, забиты песком, травой, снегом, — констатирует специалист. — Калитки или проходы большего размера, на которые тоже указывает польская сторона, расположены в метре над землей и постоянно закрыты. Есть ли в принципе график их работы — большой вопрос. Да и насколько соответствует месторасположение этих калиток путям, которыми традиционно ходят животные?