BelarusianEnglishPolishRussian

BelarusianEnglishPolishRussian

г. Брест ул. Площадь Свободы, 11
схема проезда
Пн. — Пт.
с 9.00 до 18.00
Перерыв: 13.00-14.00
Телефон «Горячей линии»
+375 33 333-77-42, (0162) 25-12-69
факс (0162) 25-13-28

Наша деятельность

Инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды
в Брестской области

Отдел контроля за охраной и использованием атмосферного воздуха и водных ресурсов

Должность Ф.И.О.  Телефон

Начальник

Безручко Алёна Витальевна,

25-09-82 т/ф

Заместитель начальника

Можвило Татьяна Иосифовна

25-00-82 т/ф

Главный специалист Граб Ольга Михайловна

25-00-82 т/ф

Главный специалист

Алишевич Ирина Александровна

25-01-44 т/ф

Инспектор

Плешко Валерия Юрьевна

25-00-82 т/ф

Инспектор

Яцура Полина Владимировна

25-01-44 т/ф

e-mail: air_water@priroda-brest.by

Отдел контроля за охраной и использованием атмосферного воздуха и водных ресурсов в соответствии с возложенными задачами:

  • участвует в проведении единой государственной политики по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в части изучения, охраны и рационального использования атмосферного воздуха, озонового слоя, водных ресурсов, в том числе недр, связанных с добычей подземных вод;
  • организует разработку, координирует и контролирует выполнение мероприятий по реализации в Брестской области принципов «зелёной» экономики; охране и использованию атмосферного воздуха, озонового слоя, водных ресурсов и недр, связанных с добычей подземных вод; выводу из обращения озоноразрушающих веществ; сокращению выбросов парниковых газов, смягчению последствий и адаптации к климатическим изменениям;
  • координирует деятельность в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов других государственных органов и организаций;
  • осуществляет государственный контроль за охраной и использованием атмосферного воздуха, озонового слоя, вод, недр, связанных с добычей подземных вод, выполнением мероприятий по смягчению последствий и адаптации к изменениям климата;
  • участвует в создании системы экологического просвещения, образования и воспитания.

Стратегической целью государственной политики в области охраны атмосферного воздуха является сохранение и восстановление качества атмосферного воздуха, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 сентября 2016г. № 345 Республика Беларусь стала полноправной Стороной Парижского соглашения, принятого на 21-й сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата в Париже 12 декабря 2015 года.

Государственное регулирование и управление в области охраны атмосферного воздуха за последние 20 лет позволило уменьшить негативное воздействие хозяйственной деятельности на атмосферный воздух. Данные, получаемые в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, также позволяют оценивать ситуацию в Брестской области как достаточно стабильную.

По количеству выбрасываемых загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, среди областей республики и города Минска, Брестская область занимает пятое место. По количеству выбросов от мобильных источников – третье. По объему валовых выбросов область на четвёртом месте.

В составе валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Брестской области выбросы от мобильных источников составляют порядка 70%. Несмотря на увеличение количества автомобилей, объем выбрасываемых мобильными источниками загрязняющих веществ ежегодно уменьшается. За последние пять лет снижение составило 10%.

Усилия государства по охране озонового слоя направлены на полное прекращение использования озоноопасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве. В Беларуси озоноопасные фреоны не производятся, ежегодно сокращаются объёмы импортируемых хладагентов.

Основными озоноразрушающими веществами, находящимися в обращении в Брестской области и регулируемыми приложением С к Монреальскому протоколу, являются фреоны ГХФУ-22 и ГХФУ-142b. Срок вывода их из обращения, согласно Стратегии Республики Беларусь по постепенному выводу из обращения гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) – 2020 год. За последние пять лет потребление озоноразрушающих веществ в области сократилось на 82,3 %.

Несмотря на положительную динамику, на достигнутых результатах останавливаться нельзя, так как следствием прогнозируемого экономического роста, является увеличение антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Для реализации поставленных целей по улучшению качества атмосферного воздуха, сохранению озонового слоя и стабилизации темпа изменения климата, а также выполнения международных обязательств, принятых Республикой Беларусь, в краткосрочной перспективе предстоит решить ряд задач:

  • Обеспечить сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе парниковых газов не менее чем на 28 % к 2030 году от уровня выбросов 1990 года.
  • Снизить долю природного газа в потреблении топливно-энергетических ресурсов за счет развития возобновляемых источников энергии, темпы роста электропотребления, нарастить использование местных видов топлива.
  • Увеличить долю высокотехнологичных и менее энергоёмких видов деятельности в структуре промышленного производства до 8-10% к 2030 году.
  • Увеличить площади особо охраняемых природных территорий, лесистости, сельскохозяйственных земель под многолетними травами, восстановленных болот и торфяников.
  • Увеличить объем использования твёрдых коммунальных отходов до 40% от общего объёма образования отходов.
  • Обеспечить рост грузооборота транспорта в 1,2 раза, рост пассажирооборота транспорта в 1,4 раза.
  • Продолжить обновление автотранспорта транспортными средствами высоких экологических классов.
  • Расширить парк электромобилей и гибридных автомобилей.
  • Вывести из обращения к 2020 году гидрохлорфторуглероды, регулируемые приложением С к Монреальскому протоколу.
  • Обеспечить проведение обязательной оценки воздействия на атмосферный воздух хозяйственной и иной деятельности при принятии решений об её осуществлении.
  • Реализовать во всех секторах экономики механизмы адаптации к изменяющемуся климату.
  • Продолжить информационно-просветительскую работу по формированию экологической культуры населения.

Биогазовая установка на ОАО «Агрокомбинат Мир» Барановичский район

ГОУ ЗАО Холдинговая компания Пинскдрев

Станция зарядки электромобилей на АЗС РУП «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт» в г.Бресте

Речная сеть Брестской области относится к бассейнам Чёрного и Балтийского морей. На территории области расположено более 2,5 тысяч прудов, водохранилищ и озер, протекает более 200 рек и каналов.

Главными реками в области являются: Припять, Щара, Западный Буг. Озера, как правило, небольшие. Около 90 % из них имеют площадь 0,1 км2. Наиболее крупными водоемами являются озера и водохранилища: Белое, Черное, Селец, Споровское в Березовском, Выгонощанское в Ивацевичском, Гать в Барановичском, Локтыши в Ганцевичском районах.

Реки Припять и Западный Буг являются трансграничными. Река Западный Буг служит государственной границей Республики Беларусь и Польши.

Своеобразием области являются два водораздельных соединительных канала: Днепро-Бугский и Огинский. Первый построен в 1775-1848 годах и соединяет Пину с Мухавцем. Огинский канал — часть бывшего Днепровско-Неманского пути, соединяет через Щару и Ясельду бассейны рек Немана и Припяти.

Брестская область располагает среднемноголетним речным стоком в 12,7 км3/год или 22% от всего речного стока республики (наибольший — 20,6 км3/год; общий наименьший — 5,4 км3/год).

Прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод области составляют 2,05 км3/год (5603 м3/сут), разведенные эксплуатационные запасы подземных вод 324,1 млн. м3/год (887,88 м3/сут).

В целом, запасы пресных поверхностных и подземных вод достаточны для удовлетворения не только существующих, но и перспективных потребностей населения и отраслей экономики.

Перспективным направлением в использовании водных ресурсов области на сегодняшний день является бутилирование и экспорт качественных пресных и минеральных вод. В области функционирует 9 перспективных участков для добычи и производства бутилированной питьевой и 10 минеральной воды. Бутилированная вода «Веда» Барановичского района КУПП «Водоканал», «Фрост» Дрогичинского района и «Брестская» Брестского района широко известны за пределами области и республики.

В целях рационального (устойчивого) использования водных ресурсов и улучшения экологического состояния (статуса) поверхностных водных объектов, в краткосрочной перспективе предстоит решить ряд задач:

  • Снижение удельного водопотребления.
  • Увеличение объемов расхода воды в системах оборотного и повторного водоснабжения в промышленности до 95 процентов.
  • Использования дождевых и талых вод для производственных нужд.
  • Сокращение потерь воды при ее добыче и транспортировке до потребителя.
  • Достижение значения индекса сброса недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты 60% к уровню 2015 года.
  • Продолжение строительства современных очистных сооружений и внедрение новых методов очистки сточных вод.
  • Сокращение сброса в водные объекты тяжелых металлов, стойких загрязнителей, азота и фосфора.
(Щара-2) питьевая вода ВЕДА (Щара-2) питьевая вода ВЕДА
(Щара-2) питьевая вода ВЕДА
р. Лесная Каменецкого района р. Лесная Каменецкого района
р. Лесная Каменецкого района
Очистные сооружения
г. Бреста
Очистные сооружения г. Бреста

 

В современное время переход к экологически устойчивой экономике является стратегически приоритетным. Концепция зелёной экономики считается моделью, которая приводит к улучшению благосостояния населения и способствует существенному снижению экологических рисков и  экологического дефицита.

Сегодня проблемы окружающей среды невозможно решить лишь с помощью одних экологов или правительственных кругов.  Бизнес и общество, как воздействующие на окружающую среду факторы, должны соблюдать установленные государством законодательные нормы и требования, а также содействовать воспроизводству природно-ресурсного потенциала страны не под гнётом принуждения и страха наказания, а по собственной инициативе, проявляемой как результат формирования экологической культуры белорусской нации.