BelarusianEnglishPolishRussian

BelarusianEnglishPolishRussian

г. Брест ул. Площадь Свободы, 11
схема проезда
Пн. — Пт.
с 9.00 до 18.00
Перерыв: 13.00-14.00
Телефон «Горячей линии»
+375 33 333-77-42, (0162) 25-12-69
факс (0162) 25-13-28

Наша деятельность

Инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды
в Брестской области

Ответ органов государственного управления заявителям по вопросам строительства аккумуляторного завода ООО «АйПауэр»

Основные вопросы:

 

  1. О признании несостоявшимися общественных обсуждений отчёта об оценке воздействия на окружающую среду (далее — ОВОС) по Объекту и проведения повторных общественных обсуждений данного отчёта.

 В соответствии с требованиями подпункта 4.5 пункта 4 Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений проектов экологически значимых решений, экологических докладов по стратегической экологической оценке, отчётов об оценке воздействия на окружающую среду, учёта принятых экологически значимых решений, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2016 № 458, Брестским районным исполнительным комитетом (далее – Брестский райисполком) были организованы общественные обсуждения по отчёту об ОВОС по Объекту на территории Брестского района.

Учитывая, что планируемое предприятие расположено на территории Брестского района, а его потенциальное опасное воздействие не выходит за пределы санитарно-защитной зоны (далее – СЗЗ) и не затрагивает иные административно-территориальные единицы, то общественные обсуждения были организованы только на территории Брестского района. Распоряжением председателя Брестского райисполкома от 02.12.2016 № 221-р была создана соответствующая комиссия для подготовки, организации и проведения общественного обсуждения отчёта об ОВОС.

В районной газете «Заря над Бугом» были размещены два уведомления об общественных обсуждениях отчёта об ОВОС по Объекту: в номере от 24.11.2016 № 47 (предварительно до создания комиссии, со сроком проведения с 27.11.2016 по 27.12.2016) и в номере от 08.12.2016 № 49 (после создания комиссии, с ошибочным сроком проведения 27.11.2016 по 27.12.2016).

Уведомления были опубликованы в газете, которая является одним из самых распространённых печатных изданий на территории Тельминского сельского совета, а также официальным печатным изданием Брестского районного Совета депутатов и Брестского райисполкома.

Кроме того, уведомление было размещено на официальном сайте Брестского райисполкома (brestrik.gov.by) 07.12.2016 со сроком проведения общественного обсуждения с 08.12.2016 по 07.01.2017.

Срок подачи заявлений о необходимости проведения общественного собрания и о намерении проведения общественной экологической экспертизы в последнем уведомлении был установлен до 22.12.2016.

Возможность ознакомления общественности с отчётом об ОВОС была предоставлена Брестским райисполкомом (отчёт был размещён в электронном виде на сайте райисполкома) и ООО «АйПауэр» (с отчётом можно было ознакомиться в офисе организации).

Протокол общественных обсуждений отчёта об ОВОС был утверждён заместителем председателя Брестского райисполкома 09.01.2017. Согласно протоколу общественных обсуждений за время проведения процедуры общественных обсуждений замечания и предложения (в том числе в части проведения собрания и общественной экологической экспертизы) от общественности не поступали и общественные обсуждения признаны состоявшимися.

Срок проведения общественных обсуждений отчёта об ОВОС по Объекту со дня опубликования второго уведомления до момента утверждения протокола составил не менее 30 дней (с 08.12.2016 по 07.01.2017). Фактически период проведения общественных обсуждений можно расценивать с 27.11.2016 по 07.01.2017 (более 30 дней), в рамках которого замечания и предложения от общественности не поступали.

Учитывая изложенное, не усматривается ограничений местными органами власти прав граждан на доступ к полной, достоверной и своевременной экологической информации.

В целом, проведение процедуры общественных обсуждений отчёта об ОВОС по Объекту (включая оформление документов) отвечает требованиям законодательства.

Имеющаяся ошибка в уведомлении, опубликованном в районной газете «Заря над Бугом» (номер от 08.12.2016 № 49), относительно периода проведения общественных обсуждений (с 27.11.2016 по 27.12.2016 вместо периода с 08.12.2016 по 07.01.2017) не может служить основанием для признания общественных обсуждений отчёта об ОВОС по Объекту несостоявшимися и поводом для проведения повторных общественных обсуждений.

 

  1. О проверке проведения государственной экологической экспертизы по проектной документации по Объекту, принятия решения по прекращению действия заключения государственной экологической экспертизы № 759/2017 от 26.05.2017 и проведения указанной экспертизы повторно.

 По строительному проекту по Объекту ГУО «Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Минприроды (далее — Центр государственной экологической экспертизы) утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы № 759/2017 от 26.05.2017.

Заявление и документы от проектной организации на проведение государственной экологической экспертизы в Центр государственной экологической экспертизы поступили на рассмотрение 26.04.2017. В связи с этим утверждение в обращении о «пятидневной» экспертизе не корректно.

Документы для проведения государственной экологической экспертизы по строительному проекту по Объекту были представлены на государственную экологическую экспертизу в полном составе, определённом пунктом 3.9 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – Единый перечень).

Документ, подтверждающий согласование проектной документации с отделом архитектуры и строительства не является обязательным при предоставлении проекта на государственную экологическую экспертизу.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы подготовлено и утверждено в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее – Закон), Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, в том числе требованиях к составу документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, заключению государственной экологической экспертизы, порядку его утверждения и (или) отмены, особых условиях реализации проектных решений, а также требованиях к специалистам, осуществляющим проведение государственной экологической экспертизы, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2017 № 47.

Информация, содержащаяся в проектной документации, и отчёте об ОВОС, включая сведения для расчётов выбросов, предоставленные производителями технологического оборудования, была достаточной для осуществления оценки воздействия планируемого объекта хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Подбор газоочистного оборудования произведен с учётом параметров выбросов загрязняющих веществ, в том числе с учётом компонентного состава, температуры и степени очистки.

В проектной документации приведён расчёт максимального  выброса свинца (0,003089 т/год) с учётом двух пусковых комплексов в атмосферный воздух на основании характеристик поставляемого оборудования (удельных выбросов свинца от каждой единицы оборудования). При расчётах выбросов учитывалось только то время, при котором происходит выделение загрязняющего вещества в технологическом процессе, а не всё время работы предприятия (участка), в которое входят технологические перерывы и время на планово-профилактическое обслуживание оборудования.

Проектом предусмотрены необходимые локальные очистные сооружения для производственных сточных вод предприятия, а также очистные сооружения для поверхностных (дождевых, талых) сточных вод.

При проведении государственной экологической экспертизы установлено, что представленные решения, содержащиеся в строительном проекте по Объекту, соответствуют всем требованиям нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Стоит отметить, что замечания по проектной документации по Объекту, в том числе по разделу «Система аспирации», приведённые в заключении государственной экспертизы РУП «Главгосстройэкспертиза» от 31.07.2017 № 246-17/17, относятся к компетенции «строительной экспертизы» и их устранение не связано с увеличением воздействия на окружающую среду и (или) использования природных ресурсов. Учитывая это, согласно пункту 2 статьи 5 Закона доработанная по замечаниям РУП «Главгосстройэкспертиза» проектная документация не являлась объектом повторной государственной экологической экспертизы.

Учитывая изложенное, нет оснований для принятия решения по отмене заключения государственной экологической экспертизы по проектной документации по Объекту от 26.05.2017 № 759/2017 и проведения повторной государственной экологической экспертизы.

 

  1. Об оценке по выявленным фактам необоснованности, недостаточности и недостоверности информации в отчёте об ОВОС, который предоставлен заказчиком для проведения общественных обсуждений.

 По Объекту организацией ООО «Экология-сервис» (имеющей в своём составе персонал с опытом проведения ОВОС) была проведена оценка воздействия на окружающую среду в 2016 году с разработкой отчёта об ОВОС согласно требованиям нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов. Данный отчёт об ОВОС был предоставлен на общественные обсуждения.

На момент подготовки отчёта об ОВОС исходные данные по удельным выбросам были приняты по применяемой технологии производства аккумуляторных батарей и свинцовых пластин объекта аналога.

В дальнейшем при появлении уточняющей информации в рамках разработки раздела проектной документации «Охрана окружающей среды» в отчёт об ОВОС были внесены определённые уточняющие дополнения в части технологического процесса и воздействия на окружающую среду. При этом, увеличение воздействия на окружающую среду, в том числе валового выброса загрязняющих веществ, объёмов сточных вод, не произошло. Выводы о возможности реализации проектных решений не претерпели изменений. Дополненный отчёт об ОВОС по Объекту был предоставлен на государственную экологическую экспертизу в Центр государственной экологической экспертизы.

Следует отметить, что не подлежит оценке соответствие достоверности отчетов об ОВОС, направляемых для проведения процедур общественных обсуждений, и отчётов об ОВОС, предоставляемых для проведения государственной экологической экспертизы.

В случае, если в период проведения общественных обсуждений со стороны заинтересованной общественности высказываются замечания и предложения, сводка отзывов с принятием/отклонением замечаний и предложений прилагается к материалам общественных обсуждений. В случае принятия соответствующих замечаний и предложений отчет об ОВОС дорабатывается. При этом, оценке при проведении государственной экологической экспертизы подлежит полнота учёта принятых замечаний и предложений, высказанных заинтересованной общественностью при проведении общественных обсуждений.

 

  1. Об оценке допустимости осуществления ООО «АйПауэр» деятельности, связанной с производством, переработкой и хранением опасного материала свинца на территории свободной экономической зоны, запрещенной Законом Республики Беларусь «О свободных экономических зонах».

 На рассматриваемом заводе не предусмотрено производство по вторичной переработке цветных металлов, не будет выплавки свинца непосредственно из руд и концентратов, а также изготовления серной кислоты, а плавление (расплав) чушек свинца будет являться частью технологического процесса по производству аккумуляторных свинцовых батарей.

Учитывая, что итоговым продуктом хозяйственной деятельности предприятия будут являться аккумуляторные свинцовые батареи, данная хозяйственная деятельность предприятия не относится к запрещенным видам деятельности в свободных экономических зонах согласно статье 5 Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах».

 

  1. О создании независимой государственной комиссии по проверке деятельности ООО «АйПауэр» на предмет наличия нарушений действующего законодательства в области охраны окружающей среды, промышленной безопасности, безопасности размещения отходов производства.

 Создание комиссии по проверке деятельности ООО «АйПауэр» на предмет наличия нарушений в области охраны окружающей среды, промышленной безопасности, безопасности размещения отходов производства не представляется возможным, так как на сегодняшний день предприятие не осуществляет производственную деятельность.

Тем не менее, во исполнение поручений Совета Министров Республики Беларусь от 06.03.2018 № 02/105-152/2867р и от 22.03.2018 № 02/105-192/3385р заинтересованными органами государственного управления детально проанализированы проблемные вопросы, связанные с планируемой деятельностью  ООО «АйПауэр», в части возможных нарушений законодательства, в том числе природоохранного, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области промышленной безопасности. Соответствующие выводы проведённого детального анализа приведены в  настоящем приложении.

 

  1. О необходимости проведения проверки и оценки рассматриваемого завода с точки зрения пожаро-взрывоопасности с расчётом рисков возникновения запроектных аварийных ситуаций, техногенных катастроф и возможности постановки объекта на учёт в органы Госпромнадзора.

 Согласно данным проектной документации Объект предварительно будет относиться к опасным производственным объектам II-го типа опасности, поскольку на объекте имеется участок производства свинцовой ленты, в котором получаются, транспортируются, используются расплавы черных и (или) цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов в количестве 500 тонн и более в год (процесс производства свинцово-кальциевой ленты осуществляется на автоматической линии производительностью до 3 тонн/час).

Необходимость регистрации в Госпромнадзоре объекта строительства опасного производственного, в котором получаются, транспортируются, используются расплавы чёрных и (или) цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов в количестве 500 тонн и более в год,  нормативными актами в области промышленной безопасности не предусмотрена.

В соответствии с приложением 2 к Закону Республики Беларусь «О промышленной безопасности», котельная строящегося объекта на природном газе отнесена к потенциально опасным объектам.

В настоящее время, котельная строящегося объекта на природном газе зарегистрирована в Брестском областном управлении Госпромнадзора как объект строительства потенциально опасного объекта газораспределительной системы и газопотребления. Проект разработан проектной организацией ЧПУП «Теплогидропроект», имевшей лицензию на право осуществления соответствующего вида деятельности в области промышленной безопасности.

После окончания строительства и проведения в установленном порядке осмотра законченного строительством объекта на соответствие утвержденной проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности будет проводиться регистрация потенциально опасных объектов, а по результатам идентификации – опасного производственного объекта, которые являются поднадзорными Госпромнадзору.

Лицензирование работ по проектированию опасных производственных объектов литейного производства Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 01.09.2010 № 450, не предусмотрено. То есть, в соответствии с ответом Госпромнадзора от 23.02.2018 № 40/01-17/25/Кл(эл),25/Кл, ООО «Агромашдеталь» не обязано иметь лицензию на проектирование опасного производственного объекта.

Идентификация Объекта как опасного производственного объекта должна быть проведена до ввода его в эксплуатацию согласно Положению о порядке проведения идентификации опасных производственных объектов, утверждённому постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 613.

Экспертиза промышленной безопасности в отношении Объекта как опасного производственного объекта будет проведена после его ввода в эксплуатацию при достижении проектной мощности согласно Положению о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности, утверждённому Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 № 614.

Требования ТКП 506-2013 «Правила взрывобезопасности химических производств и объектов. Общие требования», на объект не распространялись (действие истекло с 01.03.2018), так как Объект «Аккумуляторный завод ООО «АйПауэр» не содержит технологические процессы с аппаратами и трубопроводами, в случае аварийной разгерметизации которых может произойти выброс горючих веществ в окружающую среду. В настоящее время действуют Правила по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов, которые так же на Объект не распространяются.

 В отношении опасных производственных объектов газораспределительной системы и газопотребления суммарный количественный показатель веществ «в год» не применяется, а устанавливается исходя из количества (в тоннах) природного или сжиженного углеводородного газа, которое одновременно находится или может находиться на опасном производственном объекте, соответственно, объект не может быть отнесен к опасным производственным объектам систем газораспределения и газопотребления.

При производстве свинцово-кислотных аккумуляторных батарей не образуется соединений свинца, которые обладают пирофорными свойствами.

В соответствии с пунктом А.1.2 ТКП 474-2013 «Категорирование помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» в качестве расчетного варианта аварии на участке формирования (зарядки) аккумуляторных батарей принята разгерметизация одного из аппаратов (2-х спаренных ванн на 480 аккумуляторных батарей). При проведении расчёта аварийная вентиляция на участке формирования (зарядки) аккумуляторных батарей не учитывалась (что, в свою очередь, является наиболее неблагоприятным вариантом аварии) в связи с отсутствием исходных данных.

В расчёте категории производственного участка
по взрывопожарной и пожарной опасности учтена аварийная ситуация, при которой происходит разрушение котла с газовым подогревом
с последующим поступлением газа в помещение из трубопровода
с наибольшим расходом.

Расчёт категории производственного участка по взрывопожарной и пожарной опасности в целом по объекту, разработанный Научно-практическим центром Учреждения «Брестское областное управление МЧС» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, заказчиком которого являлся ООО «Агромашдеталь», находится в составе проектной документации.

 

Дополнительные вопросы:

 

  1. О потенциальной опасности Объекта в части воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

 Строительство Объекта осуществляется на основании утверждённой в установленном порядке проектной документации.

Базовый и принятый проектом размер СЗЗ Объекта составляет 500 м. В границах СЗЗ предприятия отсутствуют объекты, запрещённые законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Близлежащая жилая застройка (н.п. Хабы) расположена на севере от испрашиваемого участка на расстоянии более 750 м. Расстояние до объекта производства продуктов питания СООО «Бонше» (производство шампиньонов) составляет порядка 900 м в направлении на юго-запад. Земли КУСП «Совхоз Брестский», расположенные на севере и востоке, используются для выращивания кормовых культур.

Площадка строительства расположена на территории свободной экономической зоны «Брест» (далее – СЭЗ «Брест») на расстоянии 2 км на запад от реки Мухавец и более 3,8 км восточнее г. Бреста.

Согласно отчёту об ОВОС реализация проекта на выбранной территории возможна при правильной эксплуатации завода, при реализации предусмотренных проектом природоохранных мероприятий.

 При строгом производственном экологическом контроле негативное воздействие на окружающую природную среду будет в допустимых пределах, не превышающих способность компонентов природной среды к самовосстановлению.

Согласно проекту валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет 4,676202 т/год, из них свинца — 0,003089 т/год.

Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудованы системами газопылеочистки, со степенью очистки от выбросов свинца – 99,9 %.

Выполненные в строительном проекте расчёты рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обусловленные выбросами аккумуляторного завода с учётом фона, показали, что их уровни находятся в пределах установленных нормативов качества атмосферного воздуха. Шумовое воздействие при эксплуатации объекта будет находиться в пределах допустимого.

При проведении государственной экологической экспертизы установлено, что принятые проектом решения соответствуют всем требованиям нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Кроме того, Согласно Инструкции о порядке отнесения объектов воздействия на атмосферный воздух к определённым категориям, утвержденной постановлением Минприроды от 29.05.2009 № 30, предприятие относится к V категории опасности предприятий (наименее опасная категория).

Учитывая изложенное, нет оснований для утверждения о негативном воздействии Объекта на окружающую среду и здоровье человека.

 

  1. Об установлении СЗЗ для Объекта.

 В соответствии с пунктом 188 Приложения к Санитарным нормам и правилам «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь (далее – Минздрав) 15.05.2014 № 35 (действовавшим на момент разработки проектной документации), для производства свинцовых аккумуляторов определён базовый размер санитарно-защитной зоны 500 м.

Справочно:

СЗЗ – территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает достаточный уровень безопасности для здоровья населения от вредного воздействия (химического, биологического, физического) на её границе и за ней.

Следует отметить, что на Объекте не предусмотрены технологические процессы по вторичной переработке цветных металлов (свинец не восстанавливается из свинецсодержащего лома и отходов). В качестве сырья предусмотрено использование свинца и его сплавов в готовом виде. В связи с этим применение пункта 181 указанного Приложения (производство по вторичной переработке цветных металлов (меди, свинца, цинка и другое) в количестве более 3 тыс. т/год – базовый размер СЗЗ 1000 метров) является некорректным.

В Санитарных нормах и правилах, утверждённых постановлением Минздрава от 11.10.2017 № 91 и действующих с 02.11.2017, также для производства свинцовых аккумуляторов определён базовый размер СЗЗ – 500 м.

Согласно требованиям указанных санитарных норм и правил при соблюдении базовых размеров СЗЗ разработка расчётной СЗЗ, проекта СЗЗ и проведение расчётов по оценке рисков воздействия на здоровье населения деятельности объекта не требуется.

Аналогичные подходы установления СЗЗ для предприятий по производству свинцовых аккумуляторных батарей (500 м) определены санитарно-эпидемиологическим законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан.

 

  1. О нарушениях заказчика на этапах проектирования и строительства и наличии аттестата в сфере строительства у заказчика.

 Проектная документация по Объекту разработана на основании достоверных исходных данных, выданных компетентными органами в установленном законодательством порядке, что подтверждено положительными заключениями, в том числе РУП «Главгосстройэкспертиза» от 11.10.2017 за № 469-17/17.

Строительство завода осуществляется при наличии необходимой разрешительной документации, выданной уполномоченными органами в установленном порядке.

Так, по объекту «Аккумуляторный завод ООО «АйПауэр» с собственной котельной на природном газе по адресу: Брестский район, СЭЗ «Брест», район «Аэропорт». 1-ый пусковой комплекс» Инспекцией Департамента контроля и надзора за строительством по Брестской области 09.11.2017 выдано разрешение на производство строительно-монтажных работ.

Для осуществления функций заказчика была привлечена организация по комплексному управлению ОДО «Брестстройсервис», имеющая аттестат соответствия на выполнение функций заказчика от 04.09.2015 № 0001184-ИН (вторая категория).

 

  1. О проведении процедуры закупки.

 Разместив на сайте icetrade.by 11.11.2016 конкурсную документацию, ООО «АйПауэр» объявило торги по выбору проектной организации. После получения разрешения на проведение проектно-изыскательских работ, конкурсная документация 15.11.2016 была дополнена данным документом на основании пункта 5 статьи 33 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

На разработку предпроектной документации решение исполнительного комитета не требуется.

На момент объявления торгов был заключен договор на выделение средств инновационного фонда Брестского областного исполнительного комитета 25.10.2016, что явилось подтверждением источника финансирования – бюджет.

В составе конкурсной документации было размещено задание на проектирование, где в информации о строительстве указана необходимость разработки ОВОС. Прямого указания на разработку ОВОС непосредственно участнику торгов не следовало (пункт 3.1 проекта Договора подряда на выполнение проектных работ).

Конкурсное предложение ООО «Агромашдеталь» соответствовало всем квалификационным требованиям данного конкурса, что подтверждено соответствующим протоколом заседания Конкурсной комиссии. Законодательство при объявлении торгов по выбору проектной организации не нарушено.

 

  1. О соблюдении требований Воздушного кодекса Республики Беларусь.

 В соответствии с частью третьей статьи 48 Воздушного кодекса Республики Беларусь размещение на приаэродромной территории и за ее пределами, а также в зоне действия радиотехнических средств, обеспечивающих полёты, зданий, сооружений, линий электросвязи и электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полётов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнических средств, должно быть согласовано с владельцем аэродрома (вертодрома) и радиотехнических средств.

Учитывая, что Объект, согласно проектной документации и проведённым экспертизам, нельзя отнести к объектам, которые могут угрожать безопасности полётов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнических средств, согласование размещения Объекта на приаэродромной территории с владельцем аэропорта «Брест» не производилось.

Согласно пункту 3.1.4 Единого перечня Департаментом по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь выдано согласование ООО «Агромашдеталь» от 04.01.2018 № 04-28/12 по возведению зданий и сооружений Объекта («по допустимой высоте»).

 

  1. Об образовании на Объекте отходов, содержащих свинец, и дальнейшем обращении с ними.

 Для всех отходов, образующихся на Объекте, проектом определены объёмы, способы обращения с ними, выбраны объекты по использованию.

Так, согласно проектной документации, шлак свинцовый (код 3120301, 2-й класс опасности), образующийся на Объекте в количестве 1063,894 т/год (в том числе от участков производства свинцовой ленты, свинцового порошка, изготовления электродных пластин, очистки сточных вод) и не имеющий определённого предназначения по месту образования, будет направляться на предприятие ООО «Белинвестторг — Сплав» (г. Белоозёрск, Берёзовский район, Брестская область), где будет использован согласно технологическому регламенту в качестве сырья в производстве свинца и его сплавов.

Данному предприятию Минприроды выдано специальное разрешение (лицензия)  № 33140/2020 на право осуществления деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду (использование отходов 1-3 классов опасности, в том числе шлака свинцового), на основании решения Минприроды от 10.09.2012 № 314-ОД (с учётом внесённых изменений и дополнений).

Согласно полученным сведениям ООО «Белинвестторг — Сплав» на основании имеющегося специального разрешения (лицензии)  намерено обратиться в РУП «Бел НИЦ «Экология» с целью включения в соответствующий перечень (реестр) объектов по использованию отходов информации в части использования шлака свинцового.

Кроме того, отход «шлак свинцовый» в соответствии с ГОСТ 1639-93 «Лом и отходы цветных металлов. Общие технические условия» отнесён к отходам цветных металлов и обращение с ним осуществляется согласно Инструкции о порядке учёта, хранения, использования и реализации чёрных и цветных металлов, их лома и отходов, утверждённой постановлением Министерства экономики, Министерства архитектуры и строительства, Министерства промышленности от 15.06.2006 № 98/12/10 (отход может быть направлен в ГО «Белвтормет»).

Согласно проекту на Объекте будет осуществлён раздельный сбор отходов производства. Проектом предусмотрены места хранения отходов до передачи их на специализированные объекты.

Так, неопасные отходы и часть отходов 4-го класса опасности планируется хранить на контейнерной площадке, отходы 3-го класса опасности и часть отходов 4-го класса опасности – под навесом, имеющим бетонное основание с отбортовкой для предотвращения загрязнения окружающей среды. Отходы 1-го и 2-го класса опасности будут храниться в производственном корпусе в отдельных закрытых помещениях, оснащённых системами вентиляции.

При эксплуатации Объекта в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» будет разработана инструкция по обращению с отходами производства, в которой будут конкретизированы вопросы обращения с отходами, в том числе сроки хранения отходов с учётом накопления одной транспортной единицы.

Приведённая в обращении граждан информация о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды со стороны компании Exide Technologies принята к сведению и будет учтена при проведении проверок предприятия ООО «АйПауэр».

По вопросу несанкционированного захоронения (хранения) 7000 тонн опасных отходов («зола свинцовая») в посёлке Зелёный Бор Ивацевичского района стоит отметить, что Брестским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды материалы по данному факту направлены в прокуратуру Брестской области.

В производстве отдела по расследованию преступлений в сфере экономики следственного управления Следственного комитета Республики Беларусь по Брестской области находится уголовное дело № 17022220006, возбужденное по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 278 Уголовного кодекса Республики Беларусь в отношении граждан Рудского Д.П. и Жуковича С.Н. (по вопросу несанкционированного захоронения указанных отходов на земельном участке, расположенном на территории Ивацевичского района Брестской области).

 

  1. Об отсутствии инновационной составляющей.

 В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.08.2012 № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов» средства инновационных фондов направляются, в том числе, на реализацию проектов, выполняемых в рамках государственной программы инновационного развития Республики Беларусь (далее — ГПИР). Проекты включаются в ГПИР по результатам проведения государственной научно-технической экспертизы. Проект «Строительство аккумуляторного завода «Волат» имеет такие заключения от 09.12.2015 и от 01.06.2016.

Впоследствии бизнес-план инвестиционного проекта ООО
«АйПауэр» был доработан, также претерпело изменение его
наименование на «Аккумуляторный завод ООО «АйПауэр» с собственной
котельной на природном газе по адресу: Брестский район, СЭЗ «Брест»,
район «Аэропорт».

 

  1. Об устройстве заводской лаборатории.

 Проектной документацией по Объекту предусмотрено создание лаборатории промсанитарии и экологии, задачами которой будет проведение внутреннего мониторинга состояния параметров рабочей среды, а также качества очистки сбрасываемых производственных и дождевых сточных вод, контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Планируется аккредитация данной лаборатории. 

 

  1. О первоначальном размещении Объекта и влиянии действующего предприятия ООО «Белинвестторг-Сплав» на работу оборудования и здоровье работников Берёзовской ГРЭС.

 У Берёзовской ГРЭС была и есть возможность в обеспечении требуемой мощностью ранее планируемого к постройке аккумуляторного завода в г. Белоозёрске вблизи ООО «Белинвестторг-Сплав», но у Березовских РЭС не было сетей и сооружений для транспортировки данных мощностей к месту размещения планируемого завода. Ввиду данной ситуации РУП «Брестэнерго» предложило строительство завода в свободной экономической зоне в Брестском районе.

Что касается влияния деятельности существующего предприятия ООО «Белинвестторг-Сплав» на работу оборудования и здоровье работников Берёзовской ГРЭС, то такого влияния не выявлено.

На основном источнике выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на предприятии ООО «Белинвестторг-Сплав» установлена автоматизированная система контроля выбросов загрязняющих веществ (АСК).

По данным ГУ «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды» превышений нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ на источниках выбросов предприятия в 2015-2017 годах не установлено.

Кроме того, никаких обращений со стороны Берёзовской ГРЭС по вопросу влияния деятельности ООО «Белинвестторг-Сплав» на работу оборудования и здоровье работников не поступало.

 

  1. О выдаче технических условий на проектирование на другой объект.

 Градостроительный паспорт для ООО «АйПауэр» для реализации заявленного бизнес-плана «Строительство аккумуляторного завода «Волат» на территории СЭЗ «Брест» разработан КУПП АПП «Архбюро Брестского района» в период с мая по сентябрь 2016 года по заданию администрации СЭЗ «Брест» с целью предоставления инвестору ООО «АйПауэр» в едином документе полной информации о функциональном назначении земельного участка, его параметрах использования и застройки, обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой, размещаемых объектов и сооружений на земельном участке.

В материалах Градостроительного паспорта отсутствует архитектурно-строительное задание, утвержденное главным архитектором Брестского района 21 ноября 2016 года № 37/1110.

На стадии разработки Градостроительного паспорта (до оформления акта выбора земельного участка) бизнес-план инвестиционного проекта ООО «АйПауэр» имел название «Строительство аккумуляторного завода «Волат», впоследствии бизнес-план инвестиционного проекта ООО «АйПауэр» был доработан, и изменено его наименование на «Аккумуляторный завод ООО «АйПауэр» с собственной котельной на природном газе по адресу: Брестский район, СЭЗ «Брест», район «Аэропорт».

Технические условия для строительства объекта «Аккумуляторный завод ООО «АйПауэр» с собственной котельной на природном газе по адресу: Брестский район, СЭЗ «Брест», район «Аэропорт» получались заказчиком ООО «АйПауэр» на стадии сбора предпроектных материалов.

 

  1. Об оснащении участка зарядки аккумуляторов системой вентиляции (аспирации) на объекте аккумуляторного производства в г. Пинске.

 Участок зарядки аккумуляторов на объекте аккумуляторного производства в г. Пинске оснащён системой вентиляции (аспирации).