г. Брест, Площадь Свободы, 11
схема проезда
Пн. — Пт.
с 9.00 до 18.00
Перерыв: 13.00-14.00
Телефон
+375 33 333-77-42, (0162) 25-12-69
факс (0162) 25-13-28

Новости

Читать все новости


Особо охраняемые природные территории Брестской области

Структурные подразделения комитета

Инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды
в Брестской области

SB.by: Чем обусловлено игнорирование Польшей плачевной ситуации в беловежском приграничье?

13.03.2025

Положив на одну чашу весов вопросы безо­пасности, а на другую — экологию, Польша сделала выбор, увы, не в пользу Беловежской пущи: несмотря на огромные риски для природы, возвела в реликтовом лесу заградительное сооружение. А нужно ли было вообще выбирать? Ведь любой объект можно построить с умом, пусть даже речь идет о металлической колючке. И дело не только в том, что жаль распятых на ней животных, но и в том, что от нее страдает вся экосистема пока еще редчайшей жемчужины Европы. О том, что делает Беларусь ради спасения пущи, рассказала начальник отдела международного сотрудничества Минприроды Лариса Лукина. 


 

 

Двойные стандарты в экологии

Беларусь бьет во все колокола уже более четырех лет. Процесс спасения единственной на Европейском континенте территории, где в нетронутом виде сохранились реликтовые леса, остается нерешенным.
— Минприроды начиная с 2020 года совместно с МИД, Национальным парком «Беловежская пуща», Академией наук Беларуси и другими заинтересованными предпринимала значительные усилия на всех доступных нам международных площадках, чтобы обратить внимание мировой общественности на нарушение польскими властями положений целого ряда международных договоров, в которых и мы, и Республика Польша являемся государствами-участниками, — говорит специалист. — Подписав тот или иной международный договор, берем на себя определенные обязательства. В соответствии с нормами международного экологического права польская сторона, прежде чем начинать строительство заградительного сооружения, должна была провести несколько процедур как на национальном уровне, так и с привлечением Беларуси. Польша это проигнорировала.
Более того, отмечает Лариса Лукина, ее властями был принят целый ряд нормативных правовых актов, которые выводили строительство забора из-под действия природоохранного, строительного законодательства, а также правил, определяющих проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которая как раз таки требует, чтобы столь значимые объекты, строительство и функционирование которых может оказать негативное влияние на окружающую среду, обсуждались со всеми заинтересованными.
— Впоследствии польская сторона на международных площадках апеллировала к тому, что строительством забора она обеспечивает свою национальную безопасность, — напоминает собеседница. — Но при этом мы считаем, что столь уникальная территория, как Беловежская пуща, обладающая выдающейся универсальной ценностью, являющаяся трансграничным объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, не должна была пострадать.
Власти соседнего государства должны были предусмотреть все возможные варианты для того, чтобы снизить то негативное воздействие на экосистему. Список проблем, с которыми столкнулся этот уникальный уголок, как отмечают эксперты, достаточно велик. Например, изменение уровня грунтовых вод, что может привести к гибели в приграничной полосе ценных старовозрастных лесов. А ведь это одна из самых уникальных черт Беловежской пущи. Это и деградация типичных и редких биотопов, фрагментация лесных массивов, нарушение естественного развития лесных экосистем, проникновение инвазивных, то есть чужеродных, растений, которые крайне агрессивны к аборигенным видам Беловежья. Это фактически блокирование основных миграционных путей для животных, которые в течение суток не единожды могут переходить с одной территории на другую, потому что в одном месте они питаются, в другом спят, а в третьем выводят потомство. Отсутствие возможности для животных свободно перемещаться по территории Беловежской пущи может привести к обеднению генетического фонда. 
— Польская сторона, конечно, на всех площадках говорит о том, что они оставили переходы для животных. Но по факту проходы диаметром в 10 сантиметров, якобы предусмотренные для мелких животных, забиты песком, травой, снегом, — констатирует специалист. — Калитки или проходы большего размера, на которые тоже указывает польская сторона, расположены в метре над землей и постоянно закрыты. Есть ли в принципе график их работы — большой вопрос. Да и насколько соответствует месторасположение этих калиток путям, которыми традиционно ходят животные?
 
>>>>>>ЧИТАТЬ ПОДРОБНОСТИ